содержание | {PAGES} | Navigator D 100х120

Издательство "Питер": Библиотека: Анимация персонажей в 3D Studio MAX


Издательство "Питер": Библиотека: Анимация персонажей в 3D Studio MAX
Содержание
Библиотека: Анимация персонажей в 3D Studio MAX



Оглавление
Часть 1
Глава
1
Общая
анатомия человека
Основы
строения человеческого тела на фоне достижений компьютерной анимации
Соединения
костей тела
Форма
тела
Голова
и лицо
Шея
Вес
тела и внешние нагрузки
Содержание
следующей главы
Глава
2
Сравнительная
анатомия человека
Рост
и возраст
Искажения
пропорций и отклонения от нормы
Содержание
следующей главы
Глава
3
Анатомия
животных
Птицы
Разнообразная
живность
Повадки
животных
Содержание
следующей главы
Глава
4
Страна
фантазий
Логика
зарождения фантастических существ
Трехмерная
мультипликация
Содержание
следующей главы
Глава
5
Природа
движений
Процесс
анимации движений человека
Анимация
головы и лица
Анимация
тела персонажа
Слабые
движения, определяющие реализм персонажа
Преувеличения
Движения
животных
Фиксация
движений
Содержание
следующей главы
Часть 2
Глава
6
MAX
и Character Studio: счастливая встреча
3D Studio Max
Подготовка
к работе с character studio
Основы
работы с Сharacter Studio
Модификатор
physique (телосложение)
Содержание
следующей главы
Глава
7
Инструмент
Biped 101
Быстрое
начало
Изучение
базовой фигуры Biped
Настройка
фигуры biped
Загрузка
и сохранение файлов biped
Содержание
следующей главы
Глава
8
Расширенные
возможности модуля Вiped
Повышение
естественности базовой анимации походки
Присоединение
объекта к фигуре biped
Движения
свободного типа
Имитация
ведения мяча
Ведение
баскетбольного мяча на бегу
Содержание
следующей главы
Глава
9
Модификатор
Рhysique
Загрузка
сетчатой оболочки
А
нужна ли эта нудная настройка?
Содержание
следующей главы
Глава
10
Эффекты
преувеличения при моделировании персонажей
Преувеличения
при передаче движений
Преувеличения
частей тела
Лица
гротескных персонажей
Управление
выражением лица
Содержание
следующей главы
Глава
11
Применение
модуля Bones Pro Max
Bones
Pro Max
Вbones
Рro Мax: быстрое начало
Использование
редактора влияния
Назначение
вершин
Соединение
оболочек
Инструмент
snapshot plus для быстрого создания моделей
Содержание
следующей главы
Глава
12
Расширенные
возможности Вones Рro Мax
Ох
уж эти кости
Создание
скелета коровы
Превращение
костей в скелет Вones Рro Мax
Связывание
телесной оболочки со скелетом
Наша
старушка еще побегает
Совместное
использование Вones Рro Мax и Сharacter Studio
Заключение
приложение
А
приложение
Б
Рекомендуем:
Эффективная работа с Photoshop 5.5
А. Тайц, А. Тайц
Цена: 117 руб.
Эффективная работа с 3D Studio MAX 3
М. Петерсон
Цена: 182 руб.
Глава 2
Возрастные особенности фигур
Корректные пропорции тела
Различия между мужской и женской фигурами
Тела с отклонениями от нормы
Сравнительная анатомия человека
В первой главе мы рассмотрели основы анатомии и
физиологии человека, сделав упор на вопросах, наиболее важных для
художников — аниматоров трехмерных компьютерных персонажей.
Теперь мы воспользуемся знаниями, полученными при изучении первой
главы, чтобы научиться конструировать модели персонажей, удовлетворяющие
различным специальным требованиям. Прочитав эту главу, вы узнаете
об анатомических изменениях, связанных с ростом и процессами взросления,
о разнице между фигурами мужчин и женщин, об изменениях строения
тел, вызываемых болезнями или физическими отклонениями, а также
об особеннос тях внешнего облика различных этнических групп. В общем,
если сказать, что в этой главе говорится обо всем понемногу, —
это будет правильно!
До начала конструирования трехмерной модели компьютерного
персонажа необходимо решить для себя следующие вопросы:
· Какой тип телосложения будет у вашего персонажа?
· Будет ли персонаж мужчиной, женщиной или
он вообще будет бесполым?
· Каков возраст персонажа: молодой он, старый
или средних лет?
· К какой расе или этнической группе относится
персонаж?
· Будут ли у персонажа какие-нибудь физические
отклонения, включая уродства, генетические дефекты, болезни или
отсутствие каких-либо частей тела?
Все указанные характеристики влияют на конструкцию
модели. В первой главе рассматривались отличия разных типов телосложения
(смотри раздел «Форма тела», в котором описаны основные
типы телосложения и пропорции тел). В этой главе вы узнаете, как
изменять внешний вид компьютерных моделей персонажей. Чтобы научиться
придавать моделям индивидуальные отличия, нам придется, во-первых,
поговорить о сути этих различий и, во-вторых, научиться вносить
необходимые изменения в строение моделей так, чтобы это выглядело
правдоподобным образом независимо от того, является ли предметом
моделирования мужчина -азиат, женщина европейской наружности, древняя
старуха, годовалый ребенок или супермен.
Рост и возраст
В большинстве случаев возраст компьютерных персонажей
попадает в ограниченный интервал, в пределах которого про этот персонаж
коротко можно сказать так: он — «взрослый».
Грубо говоря, это период от 18 до 45 лет. В более раннем возрасте
процесс роста связан с существенными изменениями формы и пропорций
тела, происходящими во время переходного периода превращения младенца
во взрослого человека. По прошествии обозначенного выше жизненно
го периода годы начинают делать свое разрушительное дело, и форма
тела изменяется заранее предопределенным (иногда весьма причудливым)
образом. Наилучшим способом изучения различий между разными типами
людей взрослой возрастной группы является просто наблюдение
за людьми разных возрастов, рас и т. д. Сядьте рядом со своим племянником
или бабушкой и последите за тем, как они двигаются, присмотритесь
к пропорциям их тел, манере сидеть, стоять, ходить и бегать. Понаблюдайте
за людьми, гуляющими в парке, спешащими по обледенелой улице или
взбирающи мися по лестнице на пятый этаж. Ниже рассмотрены некоторые
из тех возраст ных отличий, на которые стоит обратить особое внимание.
Ребенок и его возрастные отличия
Разница в строении тел младенца и взрослого человека
достаточно очевидна, однако происходящие из года в год изменения
трудноуловимы. С первого взгляда может показаться, что шестилетний
и двухлетний ребенок вообще ничем не различаются. На самом деле
существует целый ряд отличий, которые должны учитываться при моделировании.
Как следует из первой главы, пропорции тела ребенка
отличаются от пропорций взрослого. Голова новорожден ного обычно
составляет значительно большую долю размера его тела, чем у взрослого
человека. По мере роста, как видно из рис. 2.1, голова ребенка
становится все более соразмерной с другими частями тела.
Пропорции тела
Пропорции частей тела ребенка и взрослого также
различаются. У ребенка с момента рождения до приблизительно двухлетнего
возраста геометрический центр тела находится в районе пупка, в то
время как геометрический центр тела взрослого человека расположен
вблизи промежности. Под геометричес ким центром здесь подразумевается
точка половинной высоты тела. Таким образом, длина ног взрослого
человека приблизительно равна расстоянию от промежности до макушки.
Ноги младенца еще не несут никаких нагрузок и не участвуют в процессе
движения, поэтому они имеют относительно меньшую длину.
Изучая эту главу, не забывайте, что размер головы
ребенка изменяется в процессе роста. Высота головы новорожденного
младенца обычно равна половине высоты головы взрослого человека,
однако у шестилетнего ребенка размер головы достигает уже примерно
трех четвертей головы взрослого. Пропорции ребенка обычно измеряются
в единицах высоты головы (HL — head-length), но если забыть
о том, что размер его головы постоянно меняется, указанные ниже
цифры могут иногда показаться странными. На рис. 2.2 приведено
графическое подтверждение этих рассуждений.
Рост младенца равен примерно четырехкратной высоте
его головы, или од
Рис. 2.1
По мере роста ребенка соотношение размеров головы и тела становится
более сбалансированным
Модели предоставлены компанией Viewpoint Datalabs International,
Inc.
ной четверти роста взрослого. Другими словами, если младенец средних
размеров встанет на ноги, его макушка окажется на уровне колена
типичного взрослого человека. К трехлетнему возрасту ребенок вырастает
до величины 5 HL, достигая уровня промежности взрослого человека,
то есть рост ребенка становится равным половине роста среднего взрослого.
(Конечно, диаграмма распределения роста представительной группы
людей имеет вид типичной гауссовой кривой колоколь ной формы, допускающей
существен ные отклонения от среднего значения. Это значит, что из
приведенного правила существуют исключения. Например, рост некоторых
трехлетних детей может достигать уровня пупка взрослого.)
В возрасте шести лет рост ребенка должен равняться
6 HL, а к десяти годам его рост составит величину 6,5 HL,
или три четверти роста среднего взрослого. В десять лет макушка
ребенка обычно достает до середины грудной клетки взрослого человека,
однако он может вырасти и до уровня носа взрослого.
К 16 годам рост ребенка становится равен семи полным
высотам его головы и почти полностью соответствует росту взрослого
человека. К 20 годам средний человек приобретает свой полный рост
и соответствующую фигуру, как показано на рис. 2.2.
Черты лица
Рисуя или моделируя лицо ребенка, легко смешать
черты, характерные для разных возрастов. Внезапно в процессе работы
вы замечаете, что модель выглядит как-то неправильно. Иногда не
удается даже распознать ошибку, однако становится совершенно
ясно: что-то выглядит не так, как надо. Ниже приводится список
правил, которым нужно следовать в процессе конструи рования головы
ребенка, чтобы избежать неточностей.
· Лицо младенца мало по сравнению с размерами
его головы. Так, если глаза взрослого человека лежат на средней
горизонтальной линии головы, то глаза ребенка расположены ниже аналогичной
линии.
· Нижняя челюсть младенца расположена почти
горизонтально вдоль нижнего края черепа, как показано на рис. 2.3.
В процессе роста челюсть отклоняется вниз, в результате голова становится
более вытянутой.
· Поскольку нижняя челюсть младенца не наклонена
вниз, у него маленький подбородок.
· Нос младенца обычно невелик и вздернут вверх,
что дает ему возможность свободно дышать во время кормления. Переносица
младенца более плоская, чем у взрослого.
· Задняя сторона головы младенца сильнее выступает
по отношению к тыльной стороне шеи, чем у взрослого человека, при
этом шея младенца гораздо тоньше шеи взрослого. (Настолько тоньше,
что новорож-
Рис. 2.2
Рост ребенка измеряется не в единицах высоты головы взрослого
человека, а в единицах высоты головы, характерной для его собственного
возраста. В результате оказывается легко определить правильные пропорции
для любого конкретного возраста
денному младенцу обычно даже не хватает сил поддерживать
свою собственную голову.)
· Поскольку у ребенка размер лица относительно
головы меньше, чем у взрослого, кажется, что глаза ребенка отстоят
друг от друга на большее расстояние.
· Радужная оболочка глаза ребенка выглядит
большой по сравнению с глазом взрослого. В действительно сти радужная
оболочка новорожденного имеет практически тот же размер, что и у
взрослого человека, а вот глаза младенца раскрываются в меньшей
степени. В процессе роста ребенка его глаза становятся все шире
и шире, и кажется, что диаметр радужных оболочек уменьша ется, как
показано на рис. 2.4.
Рис. 2.3
Нижняя челюсть младенца расположе на почти горизонталь но вдоль
основания черепа. По мере роста ребенка челюсть отклоняется вниз
Рис. 2.4
Кажется, что глаза ребенка имеют очень большие радужные оболочки.
На самом деле они при рождении имеют уже почти взрослый размер,
а вот глаза ребенка открываются на меньшую величину
Совет
Моделируя лицо ребенка, помните, что в нем не
должно быть резких линий и складок. Все выражения достаточно неуловимы,
все выглядит скругленным. Случайная морщинка в уголке рта или возле
глаз сделает вашего ребенка с двухлетним телом похожим на восьмилетнего.
· Ресницы у ребенка кажутся более длинными,
чем у взрослого. Это опять-таки происходит по причине различий в
относительных размерах лиц.
· Брови ребенка тоньше.
· Верхняя губа ребенка имеет характерное отличие,
из-за которого ее даже называют «молочной губой», представляющее
собой маленький выступ в центре.
· Губы ребенка выглядят более пухлыми и выпуклыми
и имеют в уголках значительные ямочки.
· Подбородок ребенка меньше, а его щеки —
круглее, чем у взрослого.
Пожилой возраст — его не избежать!
К счастью это или к сожалению, но никто не может
остановить время. Не верьте телевизионной рекламе вечной красоты
и молодости. Печальная истина говорит о том, что все мы стареем,
одни быстрее, другие медленнее. Однако ваша собственная старость —
это отдельный вопрос. Сейчас нам как художникам-аниматорам важно
разобраться в том, как изобразить старость применительно к компьютерным
моделям.
В процессе старения с телом происходят перемены,
наводящие на мысль о вероломном коварстве неумолимого времени. Волосы
начинают расти там, где их до этого никогда не было, и пропадают
в тех местах, где они росли в изобилии. Кроме того, волосы
седеют и изменяют свою структуру. Нос и уши становятся больше и
заметнее. На цветущей гладкой коже появляются пятна и морщины. Упругие
мускулы обвисают, а линии рта увядают. Наступает время, когда приходится
либо смирить ся с приходом старости, либо обратить ся к хирургу-косметологу.
Даже при выборе второго варианта чудеса технологии все равно не
смогут сделать человека моложе. Хотя медицина в состоянии разгладить
морщины, убрать обвислость и очистить кожу, суровая старость все
равно ослабляет все внутренние конструкции тела.
Форма и пропорции тела
С увеличением возраста в теле человека происходит
множество необратимых процессов. Позвоночник сжимается и укорачивается,
поскольку хрящевые диски стареют и становятся тоньше. Различные
возрастные болезни наподобие остеопороза вызывают сжатие и самих
костей, в особенности позвонков. Позвоночник искривляется, человек
становится сгорбленным, как показано на рис. 2.5.
Так как искривление позвоночника с возрастом увеличивается,
возникает впечатление, что шея опускается вглубь грудной клетки.
В результате этих процессов рост человека может сократить ся на
величину от половины до целой высоты головы. Такие изменения ведут
к тому, что фигура человека приобретает болезненный вид.
Вдобавок к изменениям, происходящим в строении
скелета, неуловимые перемены наблюдаются во всех тканях тела человека.
Кожа становится тоньше, что способствует легкому появлению синяков
и порезов. После многих лет, проведенных на солнце и открытом воздухе,
на коже появляются пятна, часто называемые «печеночными пятнами».
Они представляют собой небольшие обесцвеченные области, чаще наблюда
емые на руках и лице. Кожа с возрастом не просто становится тоньше,
вдобавок она теряет свою эластичность и начинает обвисать.
В результате происходящих в старости изменений
тела плоть уже не так плотно облегает скелет. Она все больше отходит
от костей, а кожа покрывается множеством морщин. Иногда для построения
компьютерных моделей постаревших существ можно использовать такую
же кожу, как и для молодых персонажей. В то же время правильный
выбор материала кожи персонажа во многом помогает передать ощущение
престарелого возраста.
Морщины и другие текстурные элементы кожи
Те же процессы старения, которые вызывают обвислость
и пятнистость кожи, способствуют образованию морщин на лице, руках
и ладонях. Первые морщины появляются во время улыбки вокруг глаз
и рта. Однако с возрастом они становятся более стойкими и охватывают
все большую часть лица. Кроме воздействия солнечного света появлению
морщин на коже способствуют естественный процесс старения тела и
влияние на человека окружающей среды. Курение также может привести
к раннему появлению морщин. Тем не менее главным фактором, определяю
щим степень морщинистости кожи, остается наследственность. Посмотрите
на своих старших родственников, и вы довольно точно сможете предсказать
для себя будущие места появления морщин.
Морщины, как правило, образуются в районе рта,
глаз и на лбу, то есть на тех местах, которые участвуют в формировании
выражения лица и поэтому наиболее подвержены изгибам. При смене
выражения кожа на этих участках постоянно натягивается и расслабляет
ся. Морщины не всегда проявляются в виде больших кожных складок
или резких глубоких линий. Иногда они присутствуют на коже лишь
в виде тонких штрихов или мелкой сетки. Такой вариант часто встречается
у людей, кожа которых не слишком сильно растягива ется и сжимается
при изменении выражения лица. Морщины в виде сетки или штрихов характерны
для кожи щек.
Рис. 2.5
С возрастом диски позвоночника, а иногда и сами позвонки сжимаются,
усиливая искривление позвоночника. В зависимости от степени развития
этого процесса рост человека может сократиться на величину от половины
до целой высоты головы
С возрастом в углах рта появляются глубокие вертикальные линии.
Все вы, наверное, видели подобные линии на лицах пожилых согнутых
временем женщин, чьи губы кажутся нарисован ными на лице только
благодаря губной помаде. Наконец, последнее по счету, но не по значению
замечание о морщинах состоит в том, что с возрастом они густо покрывают
шею, поскольку ее кожа теряет свою эластичность.
Подобные разговоры о морщинах могут показаться
ненужными для людей, занимающихся компьютерным моделированием. Однако
основное назначение этих сведений — заставить задуматься
о том, как человеческое лицо изменяет ся с возрастом. Кроме того,
эти данные должны подтолкнуть вас к сопоставле нию внешнего вида
компьютерных персонажей с сюжетом анимационной сцены. Например,
пусть в фильме рассказывается о парусном корабле, которым командует
старый морской волк. Если у него будет гладкая кремовая кожа стандартного
человека из компьютерной библиотеки, это покажется странным!
Большинство готовых компьютерных моделей человека
обычно выглядит довольно стандартно. Как правило, это молодые люди
с гладкой кожей и незначительными следами возраста на лице. Кожа
такого персонажа похожа на пластик. Понаблюдайте за реальными людьми,
обращая особое внимание на текстуру кожи. Задайтесь, к примеру,
вопросом о том, как изменяется вид кожи, через которую пробивается
борода. Запомните: наша кожа никогда не бывает абсолютно блестящей
и гладкой. При создании компьютерной модели персонажа нужно стараться
придать его коже естественный вид.
Одним из наиболее важных выводов, который можно
сделать, изучая реальных людей, состоит в том, что оттенки цветов
кожи весьма разнообразны. В данном случае я не имею в виду расовые
различия, климатические воздействия или различные татуировки, а
говорю об изменении естественного цвета кожи в зависимости от его
местоположения на теле. Кожа любого человека, даже младенца, включает
участки разных цветов и оттенков. Понаблюдайте, как кричит младенец,
обратив внимание на изменение цвета кожи — иногда она
становится прямо-таки крапчатой. Солнечный загар или ожог только
добавляет разнообразия. Вы пробовали воспроизводить загар у своих
компьютерных персонажей? Например, левая рука модели водителя грузовика,
как правило, должна быть темнее правой по причине ее постоянного
солнечного освещения через открытое со стороны водителя окно.
Кожа одного, равномерного цвета не будет выглядеть
натурально ни для какой модели персонажа, даже если внешность этого
персонажа подобна блину! На рис. 2.6 приведены примеры различных
оттенков и текстур кожи лица.
Возрастные изменения глаз
Глазные яблоки лежат на жировой подкладке в глазных
впадинах, но с возрастом толщина этой подкладки уменьшается, а расположенные
вокруг глаз мускулы начинают провисать. По мере того как мускулы
лица становятся все более дряблыми, а жировая прослойка усыхает,
сильнее начинает проступать расположенный под ними череп и глаза
как бы погружаются в свои гнезда. Края глазных впадин сильнее выступают
на поверхности лица. Поскольку кожа теряет эластичность, вокруг
глаз появляются кожные складки, а под ними — мешки и морщины,
как показано на рис. 2.7.
Рис. 2.6Цвет и текстура кожи лица позволяют сделать
много догадок насчет образа жизни изображенных здесь людей
Цвет глаз в процессе взросления многократно изменяется.
Белки глаз теряют белизну, приобретая желтоватый или красноватый
оттенок в зависимос ти от возраста и наличия разных болезней. Радужная
оболочка выцветает, становясь постепенно почти прозрачной, кроме
случаев развития катарак ты, которая проявляется в виде замутнения.
Старые глаза выглядят совсем не так, как молодые!
Ниже приведен обобщающий список происходящих с
возрастом изменений внешности, в который полезно заглядывать при
моделировании трехмерных персонажей.
· Как было сказано выше, позвоноч ник искривляется,
и фигура приобретает сгорбленный вид.
· Шея становится тоньше и как бы погружается
в грудную клетку.
· В связи с сильным изгибом позвоночника голова
сильнее выдается вперед.
· Волосы с возрастом становятся реже, часто
голова просто лысеет. Не забывайте, что это касается и женщин.
· Седея, волосы приобретают белый или серый
цвет, иногда с желтоватым оттенком.
· Волосы грубеют.
· Брови становятся более редкими и тонкими.
· Волосы начинают расти на ушах и в других
местах, где их раньше не было.
· В районе висков могут появиться небольшие
впадины.
· Виски и веки глаз приобретают слабый голубоватый
оттенок из-за того, что вены начинают просвечивать сквозь тонкую
кожу.
· Так как запас жира на лице истощается, череп
сильнее проступает из-под плоти лица. Кости щек, орбиты
Рис. 2.7Сравните молодой глаз на верхнем рисунке
с пожилым, изображенным ниже. С возрастом глаз как бы погружается
в глазную впадину, а вокруг него появляются мешки и морщины, так
как кожа лица теряет эластичность
глаз и кости подбородка выдаются наружу.
· Плоть рук и ног становится тоньше и прилегает
к костям менее плотно.
· Некоторые очень старые люди с их тощими
руками и ногами могут просто походить на скелет, так как запас их
телесного жира полностью израсходован.
· Женская грудь обвисает, поскольку мускулы
груди теряют тонус.
· У мужчин по мере уменьшения выработки тестостерона
появляется тенденция к накоплению жира в грудной клетке.
Не правда ли, лучше всегда оставаться молодым?
Различия между мужской и женской фигурой
Мужское и женское тела во многом сходны. Они имеют
по две руки, две ноги и т.д. Основные различия наблюдаются в пропорциях
и массе. Кроме того, существуют небольшие отличия в строении скелета,
например, в тазовой области. О них говорилось в первой главе. Как
правило, все размеры тела женщины, за исключением ширины бедер,
меньше, чем у мужчины. Женщина обладает более толстым жировым слоем,
покрывающим поверхность скелета. В результате ее тело менее угловато
и более округло, как показано на рис. 2.8.
Голова женщины также более гладкая и округлая.
Брови на женском лице выступают меньше и над носом нет резкого костного
выступа. В целом черты женского лица обычно мельче мужских, хотя
губы женщин часто оказываются полнее. Взглянув на рис. 2.9,
вы можете сравнить лица мужчины и женщины.
Рис. 2.8 Мужчина обычно несколько крупнее женщины,
его плечи, как правило, шире, а бедра — уже
Модели предоставлены компанией Viewpoint Datalabs
International, Inc.
Рис. 2.9Лицо женщины круглее мужского, оно более
гладкое и имеет ряд более тонких отличий
Шея и плечи женщины выглядят более тонко и изящно.
Это особенно сильно проявляется в размере и форме плеч. У женщины
они меньше, а ее ключицы, как правило, сильнее наклонены вниз по
направлению к грудине. В результате этого женские плечи выглядят
более округлыми. У мужчины ключицы расположены ближе к горизонтали,
а его плечи шире. В итоге, как видно из рис. 2.10, мужское
тело выглядит более угловатым.
Относительная длина торса женщины несколько больше
мужского в сравнении с общим размером тела. Ее грудная клетка меньше,
округлее и служит опорой для развитой груди. Таз женщины короче,
но шире и глубже. Для облегчения родов он немного наклонен вперед.
В результате этого поясничный отдел позвоночника женщины изогнут
сильнее.
Ноги и руки у женщин обычно короче, чем у мужчин.
Учитывайте это отличие, особенно в тех случаях, когда вам придется
преобразовывать трехмерную модель мужчины в женщину. Самые значительные
отличия в длинах частей тела мужчин и женщин наблюдаются в области
плечевой кости руки и по всей длине ноги, как показано на рис. 2.11.
В среднем верхняя часть женской руки короче, в результате чего ее
локоть располагается немного выше по отношению к торсу, чем у мужчин.
Женские запястья и ладони также меньше.
Бедра женщины короче мужских, потому что ее бедренные
кости расходятся от более широкого таза под большим углом. По этой
же причине женские бедра по направлению к коленям выглядят более
округло.
Не забудьте про то, что нижняя часть ног у женщины
также немного короче, чем у мужчины. Благодаря слою подкожного жира
женские ноги выглядят более гладкими, а икры выступают не так рельефно.
Женские лодыжки округлее и менее рельефны, чем мужские, а ступни
женщин меньше и уже.
Хотя разница между полами обнаруживается и в скелете,
наибольшие различия наблюдаются в строении
Рис. 2.10В области шеи и плеч наблюдаются одни
из наиболее значительных различий в анатомии мужского и женского
тела
жирового слоя. Любая женщина, которая хоть раз
сидела на диете, знает, что в женском теле содержится больше жира,
чем в мужском, причем это верно для любой части тела. Такое строение
женского тела делает его округлым, как показано на рис. 2.12.
Расовые отличия во внешности
Все человечество ведет свое происхож дение от трех
групп или рас, каждая из которых имела свои характерные черты лица,
цвет кожи и область проживания. По мере эволюции и развития мира
расы перемешались, так что сегодня стало невероятно трудно найти
такого человека, который не содержал бы
Рис. 2.11Нельзя простым изменением масштаба получить
из модели мужской фигуры модель женщины с правильными пропорциями
тела. Нужно еще уменьшить длину ног и верхней части рук
в себе смешения генетических типов. По этой причине
практически невозможно точно определить генетический состав конкретного
человека. Все, что мы можем сейчас сделать, — это установить
соответствие тех или иных характеристик с различными расовыми типами.
Рис. 2.12У женщин, нарисованных художниками времен
барокко, отчетливо просматривается наличие значительного подкожного
жирового слоя. Написанные Рубенсом портреты пышных женщин послужили
источником термина «рубенсовская женщина», который и сегодня
использу ется для обозначения соответствующих форм женского тела
Мир трехмерных моделей, состоящий лишь из персонажей
одинакового розового цвета, был бы скучным и ненатуральным. Если
вы хотите создать интересный и естественный трехмерный компьютерный
мир, вам придется учитывать расовые особенности при конструировании
персонажей. Например, команда игроков в бейсбол, все члены которой
имеют наружность туземцев, вряд ли будет хорошо согласовываться
с реальностью окружающего нас мира.
Ниже мы рассмотрим особенности внешности только
четырех рас: европеоидной, монголоидной, негроидной и австралоидной,
хотя на деле существует множество различных подтипов. Для достижения
поставленных целей сконцентрируем внимание на тех чертах, которые
дают визуальный ключ к определению расовой принадлежности.
Это тип волос, цвет кожи, форма головы, силуэт лица, а также такие
элементы, как глаза, нос и губы.
Все четыре рассовых типа наружности представлены на рис. 2.13.
Европейцы
Представителей европеоидной расы обычно характеризуют
как людей с белым или светлым цветом кожи. Цвет глаз и волос европейцев
может быть совершенно различным. Волосы у них, как правило, волнистые,
но могут быть какими угодно, от совершенно прямых до очень кудрявых.
При взгляде в профиль можно заметить, что голова
типичного европейца имеет средний размер, а подбородок обычно выдается
вперед меньше, чем нос. Нос европейца — высокий, а губы —
относительно тонкие. Говоря о расовых признаках, мы должны иметь
в виду, что пластическая хирургия и специальные инъекции могут сделать
все наши рассуждения неверными!
Монголоиды
Монголоидное лицо обычно известно своей особенной
формой глаз. Разрез глаз монголоидов может обладать или не обладать
раскосостью, характеризуе мой наклоном глаз вниз к центру лица,
в зависимости от расовой подгруппы конкретного субъекта. Когда глаза
открыты, верхние веки почти исчезают из-за наличия кожной складки,
которая немного заходит за нижний край глаза в районе слезного протока,
а иногда может перекрывать нижний край и на внешней стороне глаз.
Другой характерной особенностью монголоидных глаз
является уплощенность
Рис. 2.13Четыре национальные группы внешне значительно
отличаются. Слева направо — европеоидная, монголоидная,
негроидная и австралоидная расы
области их орбит. Поскольку переноси ца у монголоидов
низкая, а глаза выпуклые, глубина посадки глаз на лице оказывается
незначительной. Важно отметить, что их брови обычно немного развернуты
вверх к наружным краям лица и могут внезапно обрываться на концах.
Кожа монголоидов, как правило, отливает желтым
или коричневым цветом, а цвет глаз в большинстве случаев коричневый.
Волосы у монголоидов черные и прямые.
Типичный подбородок лица монголоид ного типа выступает
вперед немного дальше носа, но не так сильно как на лице негроида.
Нос низкий, но не плоский, а губы имеют среднюю толщину.
Негроиды
Представителей негроидной расы обычно называют
чернокожими, имея в виду людей с цветом кожи от коричневого до темно-коричневого.
Их волосы, как правило, более густые, чем у европейцев, и обычно
очень кудрявые. У африканцев преобладают темно-коричневые или черные
глаза и волосы.
Если посмотреть сбоку, то заметно, что подбородок
негроидов выступает вперед дальше носа, а их нос приплюснут. Губы
обычно сравнительно толстые. Моделируя персонаж негроидного типа,
помните, что именно черты его лица будут определять верный вариант
внешности и не позволят сказать, что изображен просто европеец с
черным цветом кожи.
Австралоиды
Лицо австралоида имеет такую же характерную особенность
профиля, что и лицо негроида : у австралоидов подбородок, как правило,
выдвинут вперед дальше носа. Однако лицо австралоида имеет более
покатый лоб и менее выдающийся подбородок. Надбровные дуги сильно
выступают, нос большой и широкий, а губы имеют среднюю толщину.
Кожа и глаза австралоидов темно-ко ричневые, а
волосы — черные, и могут быть как прямыми, так и кудрявыми.
Искажения пропорций и отклонения от нормы
Итак, мы рассмотрели некоторые наиболее общие характеристики
внешности людей различного возраста, пола и расовой принадлежности.
Этого, разумеет ся, недостаточно для построения трехмерной модели
персонажа любого типа, однако вполне хватит для того, чтобы начать
работать. Единственный конструктивный путь к тому, чтобы научиться
создавать действительно правдоподоб ные трехмерные модели персонажей, —
это тщательно подготовиться и приступить к творческим поискам.
Искажения пропорций
Теперь, когда вы знаете о пропорциях тела типичного
человека вполне достаточно для того, чтобы сконструирован ная вами
модель не «резала» глаз, пришло время подумать о варьировании
пропорций с целью достижения специальных эффектов. Например, если
требуется смоделировать мага-волшебни ка, может оказаться необходимым
удлинить его фигуру, чтобы показать превосходство над окружающими,
а также увеличить размер головы, чтобы подчеркнуть мудрость.
Иногда для достижения результата не нужно придумывать
специальные фантастические эффекты. Например, если ваша работа заключается
в моделиро вании персонажа с внешностью супермодели, простое преувеличение
некоторых размеров может оказаться очень полезным. Удлините тело,
и его форма станет более элегантной. Если высота типового тела составляет
около восьми размеров головы, то рост элегантной модели может быть
увеличен до пятнадцати размеров головы в зависимос ти от того, какой
эффект нужно получить.
Исследователи творчества Микеланджело установили,
что он придавал своим скульптурам необычные пропорции, делая их
рост равным девяти, десяти, а иногда даже двенадцати размерам головы
в целях достижения гармонии и грации, отсутствующих в природе. Именно
Микеланджело приписывают высказывание о том, что нужно иметь направляющий
компас в глазах, а не в руках.
В противоположность Микеланджело некоторые фигуры
Рафаэля имеют высоту всего лишь в шесть размеров головы. Если красота —
субъективное понятие, зависящее от того, каким взглядом смотрит
на творение зритель, то вы, как создатель своих собственных трехмерных
персонажей, обязаны уметь реализовывать тот тип «красоты»,
который требуется. Освоив основы анатомии и пропорций, следует воспользоваться
собственными художествен ными способностями, чтобы придать персонажам
желательный облик. Рис. 2.14 иллюстрирует пример преувеличения
пропорций человеческого тела.
Отклонения от нормы
Искажение пропорций тела может появляться не только
в результате фантазии художника, иногда оно встречается и в реальной
жизни. Например, тело человека очень маленького роста может иметь
те же пропорции, что и тело нормального взрослого со средней фигурой.
Хотя всех подобных людей обычно называют лилипутами , на
самом деле этот термин относится только к маленьким людям с правильными
пропорциями. Более вероятно, однако, встретить человека с головой
или торсом обычных размеров, но с несколько укороченными руками
и ногами, как показано на рис. 2.15.
Другая разновидность отклонения от обычных размеров
тела — это великаны, или люди, страдающие гигантиз мом.
При гигантизме тоже могут сохраняться нормальные пропорции фигуры.
Чаще, однако, люди с подобным типом тела имеют увеличенную нижнюю
челюсть и огромные руки и ноги.
Физические болезни и генетические отклонения могут
вызывать почти любые,
Рис. 2.14 Фигура с преувеличенными пропорция ми
может демонстрировать элегантность и красоту, если сохранена гармония
отдельных частей тела
Модели предоставлены компанией Viewpoint Datalabs
International, Inc.
самые невообразимые изменения формы человеческого
тела. Экзотические уродцы, как правило, живут недолго, но люди с
небольшими отклонениями встречаются постоянно, а следовательно,
могут появляться и в вашем
искусственном трехмерном мире. Например, синдром
Дауна делает лицевую и заднюю части головы более плоскими, приводит
к укорочению носа и появлению более плоской переносицы. Глаза делаются
похожими на миндали ны, расстояние между большим и указатель ным
пальцами рук (а также первым и вторым пальцами ног) увеличивается,
а фигура становится относительно короче. Ревматический артрит —
довольно распространенная болезнь, которая часто приводит к характерной
сгорблен ности и уменьшению гибкости спины, а также впалости грудной
клетки.
Различные болезни могут повлиять на любую другую
часть тела и по-разному сказаться на внешности различных людей.
Если перед вами поставлена задача смоделировать тип человека с отклонениями
во внешности, будет полезно изучить причины, вызвавшие данные отклонения.
Не забывайте, что преувеличение и стилизация могут
оказаться очень полезными для упрощения внешности персонажей, придания
им карикатурного или символического облика, а также просто для того,
чтобы сделать ваш персонаж забавным.
Рис. 2.15Пропорции карлика отличаются от пропорций
нормального взрослого человека
Влияние возраста на устойчивость тела
Поддержание равновесия тела — это достаточно
сложный процесс. Для сохранения баланса любое перемещение центра
тяжести должно быть скомпен сировано выравниванием точек опоры тела.
Иногда для достижения равновесия достаточно небольшого наклона головы
в сторону или смещения бедер. Наконец, можно расставить ноги, чтобы
увеличилась площадь опоры. Одна из основных задач младенца —
научить ся сохранять равновесие тела. Детям, которые только что
научились стоять на двух ногах, свойственно ходить с расставленными
в стороны руками — это помогает им сохранять баланс. Чтобы
поддерживать в равновесии свое тело с высоко расположенным центром
тяжести (смотри главу 1), маленькие дети стараются делать частые
и короткие шажки, что помогает им не упасть во время хождения.
Интересно, что ребенок, который учится ходить,
обычно не способен одновременно перемещаться и наблюдать за каким-либо
предметом. Если что-нибудь отвлекает внимание ребенка, он останавливается
или резко садится, а продолжает свой путь только после удовлетворения
своего любопытства.
У пожилых людей в зависимости от того, насколько
сурово возраст обошелся с их телом, тоже возникают различные проблемы
с равновесием. По мере того как позвоночник все больше искривляется,
центр тяжести тела перемещается вперед. Голова тоже тянется вперед,
в результате чего на спине образуется подобие горба. После этого
Рис. 2.16С возрастом позвоночник сгибается вперед,
и центр тяжести тела тоже смещается вперед
таз также вынужден сдвинуться вперед, а коленям,
как показано на рис. 2.16, приходится согнуться, чтобы скомпенсировать
смещение вперед верхней части тела.
Если пожилой человек имеет такие болезни, как артрит
бедра или вырождение головки бедра, он будет беречь больную сторону
и несколько смещать свой вес на здоровую половину. Это повлечет
перемещение таза и плеч в неестественные положения, а со стороны
будет казаться, что одна нога стала короче другой. Кроме того, для
сохранения равновесия голова тоже должна наклониться в более нагруженную
сторону.
Другие серьезные болезни, травмы и отклонения от
нормы также влияют на равновесие тела (см. рис. 2.17). Одноногий
человек должен переместить вес тела на оставшуюся ногу, так как
у него площадь опоры стала значительно меньше. Неестественный изгиб
позвоночни ка, или сколиоз , скручивает позвоночник в форме
буквы S, если посмотреть сзади. Человек с таким изгибом позвоночника
должен сместить свои плечи и таз так, чтобы скомпенсировать отклонение,
в результате чего он начинает прихрамывать.
Использование различных приспособ лений, облегчающих
поддержание равновесия, тоже изменяет положение центра тяжести.
Вспомните приведенное в главе 1 описание того, как дополнитель
ный вес влияет на позу тела. Использо вание трости или палки также
изменит баланс, расширяя площадь опоры. В результате человеку с
дефектом конечностей будет легче сохранить равновесие, и это поможет
ему поддерживать более естественное положение.
Рис. 2.17 Серьезные болезни и различные физические
дефекты тела влияют на положение центра тяжести. Так, одноногий
человек должен переместить свой вес, компенсируя частичную потерю
опоры
Модели предоставлены компанией Viewpoint Datalabs
International, Inc.
Наконец, надо заметить, что все описанные недуги
влияют и на диапазон возможных движений человека. Восьмидесятилетний
старик не может обладать той же гибкостью и ловкостью, что и двадцатилетний
гимнаст!
Содержание следующей главы...
В следующей
главе мы на время оставим человека и перейдем к рассмотрению
«братьев наших меньших». Вам ведь могут заказать модель
крадущего ся льва или летящей птицы. Ниже будут приведены некоторые
идеи, которые помогут решать подобные задачи.
Рекомендуем также книги:
Эффективная
работа с 3D Studio MAX 3
Энциклопедия
3D Studio MAX 3
Издательство | Магазин | Журналы | Отдел сбыта | Обратная связь |
Корзина | Почта | Домой
Webmaster
© 1997-2000 Издательский Дом "Питер"

u="u142.87.spylog.com";d=document;nv=navigator;na=nv.appName;t="";p=1;
sz=" width=88 height=31 ";
hl=history.length;d.cookie="b=b";c=0;
bv=Math.round(parseFloat(nv.appVersion)*100);
if (d.cookie) c=1;n=(na.substring(0,2)=="Mi")?0:1;
if((n==0)||(bv >= 300)){rn=Math.random();t=(new Date()).getTimezoneOffset();} else {rn=0;}
z="p="+p+"&rn="+rn+"&t="+t+"&c="+c+"&hl="+hl;
if (self != top) { fr=1;} else { fr=0;}
r=escape(d.referrer);r1="";
sl="1.0";h=0;
pl="";sl="1.1";
if((n==1) && (bv >= 300))
{ for(var i = 0; i < nv.plugins.length; i++)
pl += nv.plugins[i].name+":"; }
j = (navigator.javaEnabled() ? "Y" : "N");
sl="1.2";s=screen;wh=s.width+'x'+s.height;
px=(n==0)?screen.colorDepth:screen.pixelDepth;z+="&wh="+wh+"&px="+px;
sl="1.3"
y="";
y+="";
y+="";
y+="";
d.write(y);

содержание | Navigator D 100х120
Hosted by uCoz